Святыни Крыма

Преодолев несколько километров от Ялты, можно прийти в наиболее известное Крымское место – поселок Ливадию. Ежегодно огромное количество гостей Южного Берега Крыма посещают этот курортный поселок, дабы поглядеть бывшую летнюю резиденцию царей – Ливадийский дворец. Рядом с дворцом видна церковь, помолиться в которую приходило три поколения Русских императоров: Александр Второй, Александр Третий и Николай Второй.

1860 году. удельное ведомство покупает у графа Л. С. Потоцкого усадьбу, чтобы на этом месте выстроить дворец для Русского Императора. Александр Второй дарит Ливадию своей супруге Марии Федоровне, болевшей чахоткой и нуждавшейся в ежегодном лечении на юге.

Ливадийская Крестовоздвиженская церковь на фото

По указу царя придворный архитектор Ипполит Монигетти начинает строить в этом месте большой архитектурный комплекс с двумя дворцами, служебными помещениями, оранжереями, бассейном и церковью. В 1864 году зодчий переделал церковь из костела, в котором алтарь ориентирован на юг, а не на восток, как положено в православных храмах.

Архитектор спроектировал церковь в византийском стиле, который был весьма популярен в аналогичных сооружениях в середине и второй половине 19 века. Вдохновился архитектор грузинскими церквями. Храм вышел небольшой, поскольку ориентировался на то, что помолиться в его стены будут приходить члены императорской семьи и самое близкое окружение царя. В церковь имелся отдельный вход из кабинета Александра Второго. План здания представляет собой немного вытянутый с севера к югу крест. В восточной стене имеются спаренные и тройные арочные оконные проемы.

Изящную церковь внутри украшает резьба по дереву и цветными витражами оконных стекол. Уютная и благолепная церковь мастерски сложена из инкерманского камня. Также этот камень использован для сложного орнаментального фриза, завершающего стены, и для рельефного оформления окон. В мае 1863 года архитектор получил указание глухое окно на алтарной стене заменить рельефным крестом.

Современники отмечали, что церковь отличалась грацией и изяществом.

В первоначальном проекте крышу должен был венчать цилиндрический барабан, крытый рельефным орнаментом, а венчала все коническая чешуеобразная кровля с крестом. Эти особенности максимально роднили Ливадийскую церковь и грузинские культовые постройки. Позднее на крыше церкви был устроен световой фонарь. Тогда же храм утратил свой цельный художественный образ.

Церковный интерьер создавался тоже в византийском духе. По эскизам Монигетти убранство храма выполнил художник Изелло. Иконы были написаны известным художником академиком А. Е. Бейдеманом. Летом 1862 года Бейдеман составил смету по предполагаемым для Ливадийской церкви иконам. Затем он выполняет роспись стен. Со всех сторон на прихожан были обращены Лики Святых в окружении многофигурных композиций. В ноябре 1863 года Бейдеману заказывают хоругви. Все поручения художник выполнил изящно и художественно, за что был удостоен ордена Святого Станислава 2-й степени.

Особенно красив беломраморный иконостас. Из резной бронзы сделаны алтарные двери и Царские врата. С обеих сторон иконостаса расположены два аналоя из ореха. На одном установлена храмовая икона, на другой – древний образ с частицами святых мощей и украшенный драгоценными камнями. Этот образ Романовым подарил грузинский царь. Перед иконостасом свечи горели в красивых серебряных подсвечниках.

Раскрашенный голубой краской церковный свод усеивали золотые звезды, что являлось символом верхнего неба. Посередине свода висела небольшая люстра. Через маленькую дверцу из церкви можно было попасть в ризницу, а из нее в кабинет Александра Третьего.

В сентябре 1863 году заканчиваются все внутренние и наружные работы. В это можно убедиться по акварели Рудольфа Альта. Это австрийский художник побывал в том году в Ливадии и изобразил церковь уже построенной.

С 1864 по 1866 году в храме ведется внутренняя отделка. Императрица пожелала, чтобы освящение церкви состоялось в честь одного из наиболее почитаемых Церковью праздников Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. 23 августа 1866 года состоялось освящение храма. В 1870 году для Ливадийской церкви приобретаются 25 икон и два образа в золоченых ризах для Царских врат.

Через несколько лет возле храма появилась звонница. Построил ее Д. И. Гримм, а орнамент вырезал из камня крестьянин Т. А. Костиков – талантливый мастер из Орловской губернии. По желанию Александра Третьего рядом с церковью появилась мраморная колонна. Ее доставили из Дунайской крепости Рущук, а установили возле царского дворца в 1879 году. Это напоминание о русско-турецкой войне 1877-1878 годов, в которой Русская армия помогала братскому болгарскому народу в освобождении от турецкого ига.

Сквозь прорехи в крыше дождь и ветер проникали в храм. Была испорчена главная икона «Воздвижение Честного Креста». Дабы в дальнейшем избежать подобных бед, было принято решение заменить ее материалом прочнее красок – мозаикой, которая способно долго сохранять яркие и насыщенные цвета. Для выполнения этой работы наняли сотрудников известной фирмы А. Сальвиати. Академиком А. Н. Поповым была выполнена точная копия иконы на плотном картоне. С 1888 года, когда работа была выполнена, и по сей день, эту мозаичную икону можно видеть в Крестовоздвиженском храме Ливадии.

В 1910-1911 годах состоялась перестройка царского дворца. Архитектор Краснов, не нарушая целостности здания церкви, внес незначительные изменения. Увеличился предел, в котором появился вход, ведь ранее вход шел в полуоткрытую галерею, а оттуда во дворец. Краснов полностью закрыл галерею. В качестве украшения в портале храма появилась икона «Архангела Гавриила», выполненная из мозаики. Ее выполнили мастера профессора Чистякова. Сам Чистяков взялся расписывать новый притвор, что ему отлично удалось. Одной из икон стала икона Божией Матери Федоровской.

Ливадийская Крестовоздвиженская церковь была домовым храмом Русских царей, в которую помолиться приходили все члены императорской семьи. Это была уже не просто церковь, а своеобразное хранилище святынь, полученных в дар царской семьей. Заглянув в один из Крымских архивов, можно обнаружить прелюбопытный документ, в котором перечисляются реликвии, подаренные грузинскими царями Их Императорскому величеству Александру Второму. Список даров впечатляет: Император Маврикий подарил написанный в 10 веке греками образ Еверской Божией матери, частицы Животворящего Древа, золотой ковчег, украшенный бирюзой, рубинами и жемчугом, в котором находились мощи Святой Равноапостольной Нины, собранный в 12 веке царицей Тамарой, и отвоеванный царем Ираклием в 18 веке у хана Ага Магомета. И прочее, прочее, прочее… Среди чудесных даров бережно хранилась простая иконка, выполненная на липовой дощечке, и подаренная простой крестьянкой Императору в день новоселья в Ливадии.

Ливадийский храм стал местом, где происходили важные для царской семьи и для России события. Когда в 1894 году во дворце скончался Александр Третий, панихида по новопреставленному и присяга на верность новому Русскому Государю Николаю Второму состоялась во дворцовой церкви. Здесь же состоялось помазание невесты Николая принцессы Алисы Гессенской. Она стала православной княгиней Александрой Федоровной. При обряде, проводимом Святым праведным Иоанном Кронштадским, присутствовали наиболее близкие царской семье люди. Среди них была сестра Императрицы – Елизавета Федоровна. Обеим женщинам суждено было завершить свой земной путь в страшном 1918 году.

Николай Второй с матушкой Императрицей Марией Федоровной хотели провести венчание сразу после обряда миропомазания, но родственники воспротивились этому. Они считали, что вступление Императора в брак является актом государственным и поэтому должен проводиться в столице с присущей для такого события торжественностью. Если бы Николай Второй оказался немногим более настойчивым, то Ливадийская церковь стала бы свидетельницей появления новой Русской Императрицы Александры Федоровны.

Когда в Крым пришла Советская власть, в Ливадии был открыт санаторий для лечения крестьян. Церковь была закрыта на долгие годы, но само здание не пустовало – тут был клуб, затем склад, потом музейное помещение, а в последние годы существования Советского Союза тут работала сварочная мастерская. Только мозаичный лик Архангела Гавриила над входом, да стоящая рядышком звонница не давали забыть, что некогда тут располагался Дом Божий.

Мозаичный алтарь в Ливадийской церкви смогли уберечь от лютых атеистов просто и в то же время остроумно. Его все время прикрывал деревянный щит, создавая видимость ремонта. К сожалению, иконостас и мраморную облицовку стен сохранить не удалось. Вместо этого на панели нанесли слой масляной краски под видом серого мрамора. Только мозаичная картина, изображающая Воздвижение Креста Господня сияла немеркнущими красками. Это вселяло надежу в верующих. Они ждали и надеялись, что храм оживет заново. Все так и произошло.

Богослужения в Крестовоздвиженском храме возобновились в 1991 году. Возрождение церкви шло очень медленно. Иконостас поначалу был из фанеры, потом появился аналой из дуба с мраморной резьбой обрамления старинных дверей. После реставрации алтаря слева и справа разместились резные киоты из дуба. На них располагались главные иконы: Божия Матерь «Державная» и Святой Иоанн Кронштадский.

Будучи в Ливадийском храме стоит обратить внимание, что лики Святых со стен глядят печально, словно скорбят о мученических смертях правителей России. Об Александре Втором, для чьей семьи она строилась, о кончине его сына Александра Третьего, об убиенных в Екатеринбургских подвалах семьи Романовых…

Карта и GPS координаты Ливадийской Крестовоздвиженской церкви в Крыму
GPS - N 44 28.064 E 34 08.606

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.