Оригинальные объекты Крыма

Жители Севастополя и гости Крыма, поднимаясь по «тропе здоровья» на мыс Айя вдоль берега Балаклавской бухты, наверняка замечают на горе Спилия странный объект. Над обрывом нависает железная «бочка»… Эта штуковина не что иное, как составная часть укрепления, расположенного на горе Спилия – так называемый «Южный форт».

Бочку смерти знают многие, даже те, кто на полуострове никогда не был. Информация об этой «бочке» стала доступной из зловещей легенды, которая стала гулять из уст в уста в конце 60-х годов 20 столетия. В истории говорилось, что в 1941-1942 годах немцы устраивали показательные казни, сбрасывая пленных красноармейцев и матросов из бочки смерти в пропасть 50-метровой высоты. Этот миф закрепил в своей картине художник из Севастополя В. К. Коваленко. У той легенды была основа. В одном из номеров популярного в СССР журнала «Огонек» вышло интервью с ветераном государственной безопасности, в котором он поведал о том, что делали немецкие оккупанты в Крыму с Советскими солдатами, и для чего использовалась бочка смерти.

Но это лишь миф. Настоящая история «бочки смерти» намного правдоподобнее и прозаичнее.

Бочка смерти в Балаклаве, фото

История долговременных сооружений вокруг Балаклавы начинается в период обороны Севастополя в 1854-1855 годах. Несколько первых земляных укреплений возвели солдаты британской морской пехоты на горе Спилия. С вершины, высотой 386 метров, начиналась полоса обороны союзнических войск, а протянулась линия оборонительных укреплений на 18 километров до Стрелецкой бухты.

В 1905 году закончилась русско-японская война. Военное и Морское министерство вновь задумались о том, чтобы заняться возведением долговременных оборонительных укреплений в районе Севастополя, тем более, что последняя война дала немалый опыт как держать сухопутную оборону в крепости Порт-Артур.

После проведения проектно-изыскательских работ, в 1909-1910 годах строительство укреплений в районе Балаклавы было начало. Бетонные оборонительные сооружения возводились на двух преобладающих высотах – 386 и 212 метров. После завершения строительства оборонительные объекты Балаклавы получили условные названия «Южный» форт и «Северный» форт.

В 1914 году началась Первая Мировая война. Готовность фортов в Балаклаве составила 90% и 80-90% у «Северного» и «Южного», соответственно. В конце 1914 года стало понятно, что Черноморский флот имеет полное господство в этих местах, и он не даст германо-турецкому десанту высадиться в Крыму. Тогда строительство сухопутных оборонительных сооружений в окрестностях Севастополя и Балаклавы было свернуто, а все стальные конструкции, строительные материалы и рабочие были перебазированы на Балтику, где было необходимо срочно строить объекты береговой обороны. На первом этапе там начали возводить «Морскую крепость Петра Великого» вокруг города Ревеля, нынешнего Таллинна.

Гражданская война окончилась. Можно было возвращаться к мирному строительству, не забывая об обороне. В 1921-1925 годах оборонительные сооружения в Балаклаве были практически завершены. Форт «Южный», располагавшийся на горе Спилия на высоте 386 метров, а также форт «Северный», располагавшийся по соседству на высоте 212 метров входят в 12-й участок Балаклавской группы оборонительных укреплений города Севастополя. В состав этих укреплений входили бетонные казематы, орудийные площадки, системы бетонных оборонительных рвов, имевших глубину до 2-3 метров.

Но до самого конца строительство этих долговременных оборонительных укреплений доведено не было. Кто-то решил, что Балаклавские фортификационные сооружения уже морально устарели, и поэтому полноценно противостоять натиску нового вооружения не смогут.

Отличительной особенностью форта на горе Спилия было наличие необычной конструкции. Несведущий человек не мог понять, для чего нужна конструкция из листовой стали, нависающая высоко над пропастью. В последующие годы ставшая пресловутой «бочкой смерти». Все очень просто – это место для наблюдательного высотного поста, выполненное наподобие железной «бочки» с диаметром 1,8 метра и высотой 2 метра. В полу и стенах «бочки» имелись продолговатые прорези для установки внутри артиллерийского дальномера. Изначально «бочек» было сооружено две, но во время артобстрела в 1941 или 1944 годов одна «бочка» была сбита, или кто-то срезал ее для собственных нужд по окончании войны. Это уже не установить.

Сегодня всякий желающий испытать силу духа может подняться на гору Спилию и войти в «бочку смерти», то есть ощутить себя в полном смысле на высоте.

Карта и GPS координаты Бочки смерти (Севастополь, мыс Айя) в Крыму
GPS - N 44 29.553 E 33 37.198

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.