Севастопольский регион

Балаклавская бухта насчитывает уже 2500 лет. За всю свою историю и из-за выгодного географического положения она заслужила славу у многих народов, как отличный военно-морской форпост.

Еще до Рождества Христова в Балаклавской бухте обитали скифы и тавры, чуть позже – генуэзцы и греки, а в 15 столетии – татары.

Военная история Балаклавы насчитывает не одно ключевое событие. Бой, состоявшийся в бухте 23 июня 1723 года, закончился победой молодого флота России. Это была первая победа на Черном море – четыре турецких корабля были потоплены двумя российскими. Во время Крымской войны в период обороны Севастополя 14 ноября 1854 года русские войска одержали победу над англо-турецким флотом.

Во время советской власти в Балаклавской бухте располагалась военно-морская база Черноморского флота, на которой базировались подводные лодки, в частности, 155-я бригада.

По приказу Сталина и под руководством Берии Балаклавская бухта «исчезла» со всех крымских карт

Вместе с Балаклавской бухтой «пропал» и городок. Основной целью этой задумки было создание места, предназначенного для «ответного ядерного удара».

После Великой Отечественной войны, в начале войны холодной, Балаклава была определена как место размещения завода для ремонта подводных лодок. Строительство началось в 1957 году, а закончилось в 1961 году.

Проект получил кодовое имя – «Объект №825 ГТС»

Помещения завода (Объект 825 ГТС) были выдолблены и укреплены железобетоном в глубине скалы Таврос. В переводе «таврос» значит «пустая», что в данном случае довольно символично. Из скалы вынули 25 тысяч кубических метров мраморной породы. Вместо нее Таврос насытили подземными дорогами и подземными причалами, а также подземными хранилищами и подземными кабинетами. Все помещения Объекта 825 ГТС находились под землей. Стройка была до такой степени засекреченной, что местные жители даже не догадывались о том, что происходит у них «под носом». По окончании строительства этот секретный «Объект №825 ГТС» стал называться «телефонной станцией».

Для всех посторонних, даже для жителей Севастополя, въезд в Балаклавскую бухту был закрыт

Сегодня Объект 825 ГТС никто не прячет, но до начала 90-х годов он полностью скрывался от людских глаз за сеткой, усиленной прочной арматурой, заваленной кусками горной породы. Со стороны выглядело все очень мирно и говорило о том, что ничего секретного в этом месте нет.

Фото объекта 825 ГТС в Балаклаве

Попадали подводные лодки на завод (Объект 825 ГТС) исключительно в ночное время и только в подводном положении. Покидали объект №825 отремонтированные корабли через иные ворота, находившиеся в начале бухты.

Подземный завод (Объект 825 ГТС) в Балаклавской бухте предназначался для ремонта подводных лодок 613 и 633 проекта. Под скалой находился комбинированный водный канал, в котором могли одновременно разместиться 7 подводных кораблей. Канал был глубиной 8 метров, шириной от 6 до 25 метров, а общая высота арки составляла 12 метров. Попасть в канал можно было через герметические стальные двери, имевших массу 150 тонн. Площадь всех ходов и помещений составляла 9600 квадратных метров. Водная площадь под землей равнялась 4800 квадратным метрам.

Вся инфраструктура Объекта 825 давала возможность автономно ремонтировать и обслуживать подводные лодки

Под землей в штольнях могли одновременно разместиться 10 тысяч человек. Конструкция объекта 825 ГТС в Балаклаве была такова, что могла выдержать ядерный удар мощностью 100000 килотонн, что сравнимо с пятью Хиросимами.

Свое стратегическое значение Объект 825 ГТС стал терять во время перевооружения флота, когда на вооружение стали приходить подводные лодки новых образцов, отличавшихся от предыдущих кораблей своими размерами. Проработал завод до 1993 года. Через год это грандиозное подземное сооружение было выведено из эксплуатации. В 1995 году Балаклавскую бухту покинул последний подводный корабль Черноморского флота, а объект был передан под юрисдикцию независимой Украины.

К сожалению, последующие семь лет стали «черными» для завода. С развалом СССР, пришли грабители и мародеры, растащившие секретный Объект 825 ГТС до последнего винтика. Было сломано, откручено, снято, разобрано и вывезено на металлолом примерно 200000 тонн металла, что на тот момент составляло примерно 1 миллиард гривен.

Балаклавский сверхсекретный Объект 825 ГТС, предназначенный для ремонта подводных лодок, строился для защиты граждан во время возможного нападения, а пал от других несознательных людей без всяких боевых действий и без объявления войны

29 июля 2002 года вышло Решение президента Украины «Об учреждении в городе Севастополе Государственного Военно-морского музея». Расположившийся в бухте музей стал называться «Военно-историческим музейным комплексом «Балаклава».

Центральный музей Вооруженных Сил Украины создал в Балаклавском музейном комплексе свой филиал. Тематика экспозиций продумана таким образом, чтобы в хронологической последовательности осветить историю мирового развития военно-морских сил. Посетители музея могут узнать о прошлом Балаклавской бухты, о истории надводного и подводного флота, о современных Военно-морских Силах Украины, о береговой охране и морской пехоте. В помещениях бывшего арсенала представлены образцы военно-морского вооружения и боеприпасов. Наиболее интересным и уникальным местом музейного комплекса являются подземные штольни, пронизавшие весь секретный Объект 825 ГТС.

Карта и GPS координаты Объекта 825 ГТС музея холодной войны в Крыму
GPS - N 44 30.067        E 33 35.796
{mosmap lat='44.501117'|lon='33.5966'| text='Объект 825 ГТС в Балаклаве'}