В последние несколько лет в Форос потянулись люди верующие, желающие помолиться, приклонить голову или же просто оценить красоту архитектурного шедевра – храма Воскресения Христова, или Форосской церкви. Более живописного места для скромной, но удивительно прекрасной церкви было не сыскать.
Храм Воскресения Христова расположился на Красной скале, волею природы, отделенной от основного горного массива. Окружает форосскую церковь гутой зеленый лес, внизу вьется серая лента дороги, а дальше – бескрайняя гладь Черного моря, сливающаяся с небом на далеком горизонте.
В 1848 году вдоль берега пролегла дорога из Ялты в Севастополь. Понятно, что окрестные участки стали раскупаться, как горячие пирожки. Обеспеченные люди желали иметь свой клочок земли в этом благодатном месте. Первые имения на западной окраине современного Фороса появились еще в 20-х годах 19 века. А конкретно – имение Тессели, пожалованное Российским Императором герою Отечественной войны 1812 года генералу Раевскому. Благодаря его стараниям Форос обзавелся парком – памятником садово-парковой архитектуры. Позднее имение перешло в руки известного московского купца первой гильдии и чаепромышленника Александра Григорьевича Кузнецова. Он выстроил особняк в русском классическом стиле, который превратился в настоящий храм творчества и искусства. В гостях у помещика собирались художники, писатели и музыканты. В просторной светлой гостиной стоял рояль, из недр которого потрясающие звуки извлекал Сергей Рахманинов, стены зала слышали голос Федора Шаляпина, в комнатах писали свои повести и рассказы Антон Чехов и Максим Горький. Радует, что современные посетители имения Кузнецова могут осмотреть неплохо сохранившийся интерьер: камины, итальянский паркет, старинный музыкальный инструмент и настоящую драгоценность – шестнадцать замечательных настенных панно, которые написал известный художник Юлий Клевер.
Храм Воскресения Христова (Форосская церковь) на фото
Храм Воскресения Христова
Храм Воскресения Христова в Форосе
Как раз на средства промышленника А. Г. Кузнецова Форосская церковь и была возведена. Если поглядеть на нее снизу, то создается ощущение, будто храм парит над живописной долиной. Это впечатление еще более усиливается, когда от воды начинает подниматься туман.
С появлением форосской церкви на Красной скале связывают несколько легенд. В одной из них говорится о юной дочери купца Кузнецова (в другой версии – это была его возлюбленная). Каталась она в горах на лошадях, вдруг испугавшийся экипаж ринулся в сторону глубокой пропасти. Казалось, что ничто не сможет сдержать бешенный лошадиный бег, и гибель неминуема, но на самом краю бездны кони странным образом остановились, словно наткнулись на невидимую преграду. Поэтому, в честь чудного спасения Кузнецов и решил построить на этом месте церковь.
Это только легенда. В архивных документах можно обнаружить другую версию возникновения храма Воскресения Христова, но и она не обошлась без чудес. 17 октября 1888 года на перегоне у станции Борки Харьковской железной дороги произошло крушение поезда. Все бы ничего, но поезд оказался Царским. На нем семья Императора возвращалась в Санкт-Петербург после летнего отдыха в Ялте. Все члены Царской фамилии остались невредимы. В ознаменование этого чудесного спасения Александр Третий велел возвести храм Воскресения Христова.
Все проблемы, связанные со строительством, легли на плечи А. Г. Кузнецова. На стройплощадке трудились лучшие специалисты. Проект в 1888 году разработал русский архитектор академик Н. М. Чагин. Для будущей церкви архитектором была выбрана живописная и удобная площадка. В двух километрах Байдарские ворота, рядом дорога, а на 400-метровой отвесной Красной скале церковь будет видна с любой стороны.
Форосская церковь построена в русском классическом стиле
Храм Воскресения Христова состоит из двух ярусов, а в центре и по бокам расположены разновеликие купола. В ходе строительства форосской церкви плинфа – плоский кирпич – клался с применением особой техники. Для облицовки стен был использован инкерманский камень. Узорчатое крыльцо является украшением храма Воскресения Христова. На нем расположена устремленная ввысь колокольня с ярко сияющими на солнце крестами. Колоны украшены резными капителями, а подоконники и панели выпилены из каррарского мрамора. Пол церкви украшен мозаикой, над которой потрудился знаменитый итальянский мастер Антонио Сальвиати. Внутреннее убранство церкви тоже великолепно. Особое внимание прихожан приковано к резному дубовому иконостасу с позолоченными Царскими воротами. Иконы для Форосской церкви писали многие известные живописцы: академик Е. Сверчков, А. Корзухин, а икону «Рождества Христова» написал К. Маковский. Стены форосской церкви расписаны под византийский орнамент.
А. Г. Кузнецов отписал в церковную собственность 2,5 десятин Крымской земли, на которой были построены дом настоятеля и причта. На строительство храма Воскресения Христова Кузнецов пожертвовал 50000 золотых рублей. Примерно столько же каждый год уходило на содержание форосской церкви.
Строительство храма Воскресения Христова завершилось спустя 4 года после того, как в землю был заложен первый камень. 4 октября 1892 года епископ Таврический Мартиниан освятил новый храм во славу Воскресения Христова. В год празднования 10-летия аварии Царского поезда и чудесного спасения Александра Третьего и его семьи, церковь посетил Государь Император Николай Второй с супругой Александрой Федоровной.
Храм Воскресения Христова в Форосе быстро превратился в место паломничества верующих. В форосскую церковь приходили не только молиться, здесь принимали крещение, венчались, спешили исповедаться и причаститься. Сюда приходили несколько поколений окрестных жителей. Чайная компания Кузнецова печатала изображения храма на упаковках с чаем, которые потом продавались в России и шли на экспорт. Позже стали появляться многочисленные открытки и фотографии, на которых Форосская церковь красовалась в различных ракурсах. А вскоре храм Воскресения Христова стал символом Южного Берега Крыма. В начале 20 века на морских картах Форосская церковь указывалась как надежный и весьма заметный с большого расстояния береговой ориентир.
Но, в первую очередь, Форосская церковь превратилась в центр духовности. В этом большая заслуга принадлежит первому настоятелю отцу Павлу Ундольскому. Среди жителей окрестных поселений он вел просветительскую работу. Он приложил немало усилий, чтобы при храме открыть церковно-приходскую школу, а в соседнем поселке Мухалатка – школу грамотности. Для бродяг, нищих и убогих в Байдарах была создана ночлежка. Таких людей, волей судьбы оказавшихся на обочине жизни, настоятель отец Павел не оставлял без внимания. В ночлежном приюте была открыта библиотека, ставшая для них источником культуры и просвещения. По вечерам собравшимся беднягам выдавались книжки и периодические издания. Этой же библиотекой пользовались обитатели Байдар. Учредителем библиотеки стал Ялтинский комитет попечительства о народной трезвости. А содержалась библиотека на средства комитета и благодаря добровольным пожертвованиям – книгами и деньгами. Заведовал библиотекой отец Павел вместе с учителями церковно-приходской школы Константином Соловьевым и Иваном Концевичем. Кроме этого, отцу Павлу удалось организовать народные чтения в Мухалатке и Байдарах.
Живший неподалеку писатель Антон Павлович Чехов частенько наведывался к своему другу отцу Павлу, даже помогал строить церковно-приходскую школу в Мухалатке.
После Октябрьской революции для большинства русских церквей настали трудные времена. Советская власть начала усиленно бороться с религией. На много лет двери храмов и церквей были закрыты. Поскольку Форосская церковь располагалась вдали от крупных населенных пунктов, службы в ней велись еще несколько лет, а церковная жизнь шла, как ей и подобало. Это был небольшой островок духовности, мира и спокойствия в бурном море новой жизни. Но и до форосской церкви на Красной скале дошла очередь. В 1924 году священника Павла Ундольского репрессировали и сослали. Храм Воскресения Христова был закрыт, а власти попытались придать ему вид гражданской постройки, сорвав кресты и сняв с колокольни колокола. Специальная комиссия приняла решение об изъятии всех церковных ценностей. Судьба пропавших сосудов для Богослужения, золоченых подсвечников, дарохранительницы, паникадила, драгоценных риз с иконами и самих икон работ известных мастеров так и осталась невыясненной.
Вместо церкви в Форосе появился новый склад. Бежали годы. В Мухалатке, Мелассе, и самом Форосе начали интенсивно строиться санатории и пансионаты для высокопоставленных государственных лиц. Изящная, симпатичная, расположенная на красивой горе Форосская церковь привлекла внимание руководителей Коммунистической партии. В помещении храма открылся ресторан, в котором подавались блюда татарской кухни: чебуреки и шашлыки. В зале, в котором всего пару лет назад жители возносили молитву Богу, установили столы, а вместо алтаря появилась буфетная стойка. Хотя этого делать было нельзя, поскольку официально Форосская церковь являлась филиалом краеведческого музея.
В 1927 году Крым пережил сильнейшее землетрясение
В результате разрушенными оказались многие дома на Южном Берегу. Пострадали дворцы, усадьбы, а также Ласточкино гнездо. Но не Форосская церковь, хотя она и стоит на краю крутой скалы. Сохранила природа и дом Кузнецова, словно отблагодарила эти постройки за красоту и добро для людей.
В годы Великой Отечественной войны вокруг Форосской церкви велись ожесточенные бои. Гитлеровцы пытались прорваться к Севастополю, но на Байдарском перевале их остановили пограничники под командованием А. С. Терлецкого. пришлось бойцам использовать храм под свой наблюдательный пункт и под оборонительное сооружение. Все пограничники погибли в неравном бою, но позиций не оставили. Фашисты от злости распяли командира на ближайшем дереве. Форосская церковь выдержала все вражеские удары, защитив укрывшихся в ее стенах солдат. Следы от пуль долгое время напоминали о страшном военном времени.
В годы оккупации жители Крыма приходили в опустевшую и полуразрушенную форосскую церковь, дабы помолиться и попросить Господа о даровании скорой победы.
Что может быть хуже для церкви, чем тяжелые годы войны. Оказалось, что мирное время для Форосской церкви не лучше. После Победы здание слегка приукрасили и снова открыли ресторан, в котором гости могли отведать вкусные блюда и выпить Крымского вина.
В 60-х годах 20 века в Крыму появилась новая удобная дорога для проезда из Ялты в Севастополь. Форосская церковь оказалась вдалеке от магистрали, и посетителей тут поубавилось. Храм Воскресения Христова понемногу ветшал, пока не был окончательно закрыт и оставлен для окончательного разрушения. Но туристы все же наведывались на Красную скалу, дабы оставить на стене надпись о своем пребывании, и в память о посещении храма, захватить с собой кусочек мраморного подоконника, панели или колонны. Кто-то додумался развести внутри церкви костер. В огне погибли иконы, фрески и орнаменты на стенах. Создавалось впечатление, что людям нет дела до гибнущей церкви, что люди утратили связь с Господом, поэтому оскверняют Святое место.
Хотя много лет в сознание советского человека вдалбливался атеизм, он не смог пересилить вечное стремление к вере и нравственному осмыслению собственной жизни. А ведь символ веры – это церковь – Дом Божий. Вероятно, по этой причине в 1980 году форосцы решили защищать свой храм и спасти его от окончательного разрушения. Дело в том, что Ялтинский горисполком и облисполком приняли решение передать церковь и окрестную землю под строительство пансионата для Днепропетровского «Южмаша», которым тогда управлял Л. Д. Кучма. Благодаря неравнодушию и заботе о будушем, жителям удалось добиться объявления Форосской церкви памятником архитектуры 19 века. Но люди этим не ограничились и потребовали отреставрировать храм, дабы вернуть тому былое величие. Семь лет продолжались активные действия: жители Фороса стучали во все возможные начальственные двери, писали в газеты, требовали у государства выделить необходимые средства на реконструкцию храма. В конце концов, партийные чиновники сдались, и в 1987 году началась реставрация внешней части церкви. Восстановление внутреннего интерьера храма Воскресения Христова и благоустройство территории стало следующим этапом к возвращению Бога в лоно Форосской церкви.
Жители Мухалатки, Орлиного и Фороса провели сход, на котором решили вернуть церковь верующим. В 1990 году Воскресенскую церковь передали Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Во главе ее поставили молодого иеромонаха отца Петра (в миру Виталия Леонидовича Посаднева).
Будущий отец Петр родился в Крыму с селе Красногвардейское 5 марта 1966 года. В 1969 году он вместе с родителями переехал в Севастополь. Еще в молодые годы понял Виталий, что должен посвятить свою жизнь служению Господу. Неоднократно он приезжал к стенам заброшенного Форосского храма, который был ему очень люб. Отслужив в армии, отправился он во Владимирскую епархию, где принял постриг. Под именем Петра он в 1990 году возвратился в Крым, где и возглавил фороссую церковь Воскресения Христа.
Кроме голых ободранных стен и трудно различимых под самым куполом фрагментов фресок, в опустевшем храме ничего не было. Крыша зияла дырами, окна были заложены кирпичами. Но возрождение уже начало происходить. Он началось не в церкви, а в душах людских. Жители окрестных поселков незамедлительно пришли на помощь отцу Петру. Мусор вымели, пол помыли, и уже 3 июня 1990 года перед праздником Святой Троицы состоялся первый за долгие годы молебен с повторным освящением храма.
В 1992 году Форосская церковь праздновала столетие. За год успели многое. Группа реставраторов потрудилась на славу. Они поставили новые медные купола с золочеными крестами, расписали внутри алтарь и храмовые купола, в оконные проемы вмонтировали цветные витражи. На звонницу были установлены медные колокола. Одним из них был 200-пудовый колокол, который отлили в 1862 году. Все эти годы он хранился на маяке мыса Сарыч, а храму Воскресения Христова его вернул Черноморский флот. Через 70 лет церковный благовест вновь зазвучал по всему Южному Берегу Крыма. Чистый звон разлился над лесами, над горами, долетев до самых дальних поселков. Повсюду люди слышали звон колокола и со словами благодарности поднимали лица к небу. Этот звон был знаком для прихожан, которые вереницей потянулись в Форос на праздничное Богослужение в ознаменование столетия Воскресенской церкви. Провел службу архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь.
Но на этом проблемы Форосской церкви не были окончены
Храм Воскресения Христова нуждался в паровом отоплении и водопроводе, а художники-реставраторы под руководством В. И. Потравнова неустанно трудились над восстановлением внутренней росписи храма: писали иконы, воссоздавали утраченный стенной орнамент, изготавливали резные киоты и иконостас. Внутренние работы планировалось завершить к 105-й годовщине постройки храма – в 1997 году.
Специально у мастеров из Черкасс был заказан новый иконостас. По старинным эскизам его сделали из дуба и украсили удивительно красивой резьбой. Величественный иконостас бережно упаковали в ящики и отправили в Фросский храм, куда он прибыл 18 августа 1997 года.
А ночью 20 августа двое грабителей вторглись в храм, убили архимандрита Петра, дабы присвоить деньги, приготовленные для оплаты иконостаса.
Но и после такого страшного злодеяния Форосская церковь смогла возродиться, став одним из Крымских чудес. Внутреннее убранство не уступает наружной отделке. Станы поражают растительным орнаментом, через витражные окна струится мягкий свет, а тот черкасский иконостас стал настоящим церковным украшением. Слева изображение Божьей Матери – удивленной или испуганной, справа – скорбящий Христос, над Царскими вратами изображена Тайная вечеря. Возле иконостаса прикреплена табличка, на которой можно прочесть слова благодарности за подвижнические труды настоятеля Форосской церкви архимандрита Петра и в память о нем, злодейски убитом в августе 1997 года.
Сегодня Форосская церковь радует свои Божественным светом и красотой не только прихожан и богомольцев, но и всех гостей Крымского полуострова.
Карта и GPS координаты Храма Воскресения Христова в Крыму
GPS - N 44 24.273 E 33 47.298
{mosmap lat='44.404542'|lon='33.788307'| text='Храм Воскресения Христова'}