Под водой

Грузовое судно «Жан Жорес» было спущено на воду в 1930 году, а в 1941 году вошло в состав Черноморского Флота. С началом Великой Отечественной войны теплоход включился в осуществление воинских перевозок. 4 января 1942 года транспорт под командованием капитана Г. Н. Лебедева совершал доставку людей и грузов в период Керченско-Феодосийского десанта.

Тогда он подвергся массированному налету вражеской авиации и получил серьезные повреждения. Корабль «Жан Жорес» наскоро залатали, но восстановить рулевое управление толком не смогли. И уже 14 января корабль «Жан Жорес» отправился в путь из Новороссийска в порт Феодосии. В пункт назначения корабль прибыл 15 января около восьми часов вечера и стал под разгрузку. Одновременно с выгрузкой людей, техники и вооружения, шла погрузка раненных для доставки на Большую землю. Выполнить успели лишь часть работы – рассвело.

Утром 16 января корабль «Жан Жорес» отчалил от пирса и вышел в море, дабы отстояться там до наступления вечерних сумерек

Во второй половине дня теплоход повернул обратно в порт, дабы подойти к причалу к 21 часу. Путь пролегал по узкому протраленному фарватеру, вокруг «плескалось» уйма мин, маяк не светил, а управляемость кораблем была мизерная.

При подходе к Феодосийскому порту в районе мыса Святого Ильи около 22 часов «Жан Жорес» сошел с курса и попал в район, который на карте значился запретным для плавания. Сработала первая же магнитная мина и корабль начал борьбу за живучесть. После двух часов непрерывной работы уровень воды стал постепенно понижаться, но в это время немецкие войска ворвались в город.

Командир корабля получил приказ затопить судно «Жан Жорес», если нет возможности для самостоятельного ухода из Феодосии

До восстановления движения экипажу корабля было необходимо 5-6 часов, но теплоход уже оказался в свете береговых прожекторов и попал под обстрел береговой артиллерии. Пришлось принять решение о затоплении судна. С корабля в спешном порядке стали демонтировать радиооборудование и сворачивать всю судовую документацию. Шлюпки оказались разбитыми, поэтому под вражеским огнем часть команды и раненных погрузили в прибывший на помощь катер «Кабардинец». Оставшихся матросов и офицеров, а также оборудование забрал тральщик «Геленджик». Последние покинули борт судна «Жан Жорес» капитан с помощниками после открытия кингстонов.

В тот вечер погибло 40 человек, а на морском дне оказалось 40 автомобилей, 6 артиллерийских установок и весь боезапас.