По Крымскому полуострову проложено множество самых разных дорог. Это современные автотрассы и оставшиеся со времен Древнего Рима грунтовые тропы. Все они откуда-нибудь выходят и где-нибудь заканчиваются, и лишь одна Крымская дорога ведет никуда… В 1875 году имение, находившееся на территории современного детского лагеря «Артек» у князя А. Голицына выкупил И. Первушин.
Купцу первой гильдии понравились здешние склоны и он наладил тут в промышленных масштабах виноделие. Развернулся купец широко, потому, что совсем скоро слава торгового дома «Первушин и сыновья» гремела по всей Империи, а самому хозяину был вручен титул «Поставщика вин к столу Их Величеств».
Многие современные бизнесмены могут построить персональный Крымский рай с клочком Черноморского берега, уничтожив при этом все в округе. В 19 веке принято было поступать немного иначе. В 1887 году в России отмечали пятидесятую годовщину со дня смерти А. С. Пушкина. Винодел Первушин решил принять в этом мероприятии активное участие. Задумал он увековечить славу великого поэта, чьи самые радостные дни были связаны с отдыхом в Гурзуфе. Было решено прорубить в скалах, нависающих над морем, дорогу, чтобы она соединила долины по обе стороны скалы Аю-Даг. Это стало бы самым оригинальным и грандиозным монументом А. С. Пушкину. Пушкинская тропа должна была быть украшена экзотическими растениями и изображениями персонажей из произведений писателя и поэта.
Была прорублена четвертая часть маршрута, но тут погибает один из каменщиков. Жители Крымского побережья и так склонны ко всякой мистике, а рабочий погиб в том месте, которое и так пользовалось нехорошей репутацией – несколько веков назад тут произошел жуткий оползень, забравший с собой в морскую пучину не только часть горы, но и довольно крупный поселок. Многие успели уйти из села задолго до трагедии, но местной бедноте было некуда деться, и они все погибли.
Потому после гибели строителя большинство татар-рабочих вместе с турком-подрядчиком отказались продолжить работу. Так и не понятно, чего они больше испугались – бурлящей внизу пропасти или мести потревоженных работой духов.
К сожалению, жертвы с тем рабочим на строительстве «Дороги никуда» не закончились. После Великой Отечественной войны в этом месте умудрились погибнуть несколько десятков человек. Вроде бы тропа широка и удобна, но это и вводит в заблуждение некоторых незадачливых пешеходов. Многие думают, что за скальным уступом продолжение совершенно безопасной тропы, поэтому нужно только преодолеть его… Не тут то было. В лучшем случае скалолазов внимает с уступа спасательная бригада, в худшем – любопытных туристов принимают с свои объятия воды Черного моря.
Если не искушать судьбу, то прогулка по Пушкинской тропе, пусть и недостроенной, доставит любителям Крымской природы море удовольствия. А поглядеть тут есть на что. Это причудливые скальные уступы над головой и поросшие мхом и водорослями каменные валуны, омываемые кристально чистой водой, далеко под ногами. По обе стороны тропы шумит в небольшой рощице ветвями итальянская сосна, которую высаживал на здешних склонах сам купец Первушин. На пологом склоне сохранился девственный участок прибрежного лесочка, в котором наметанный глаз порадуют редкие деревья и кустарники, меж ветвей которых может попасться позеленевшая от времени монетка или осколок древнегреческой амфоры. К тому же отсюда открывается прекрасная панорама Гурзуфской бухты и скал Адалары.
Будучи в Гурзуфе по Пушкинской тропе любил гулять Ф. Шаляпин. Тут он тренировал свой могучий голос и гарцевал на лошади, чему есть фотографическое свидетельство. Очень может быть, что прогулки Пушкинской тропой подвигли писателя А. Грина на создание лучшего своего романа под названием «Дорога никуда».
Заканчивается Пушкинская тропа или Дорога никуда на краю пропасти, глубину которой точно до сих пор не называют.